Иранцы отмечают национальный день Фирдоузи
15 мая Иранцы отмечают национальный день Фирдоуси, почитаемого персидского поэта 10-го века, который создал национальную эпическую поэму "Шахнаме".
Хаким Абуль-Касим Фирдоуси Туси известный в мире как Фирдоуси — автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»). В Иране он не просто пользуется большой популярностью, а считается национальным поэтом.
Большую часть своей жизни Фирдоузи посвятил своему литературному шедевру "Шахнаме". Поэт был призван ко двору князьями Саманидов, которые были ответственны за возрождение персидских культурных традиций после арабского вторжения. И хотя эпос "Шахнаме" был посвящен султану Махмуду Газневидскому, но главная мысль не понравилась правителю. Основная мысль гласит, что лишь наследственные носители царской власти имеют на неё право. А Махмуда более устраивала правомерность силы. В конечном итоге утратил благосклонность царского двора и умер в 1020 году н.э. Он был озлоблен царским пренебрежением, хотя до последних дней был уверен, что его работа пройдет испытание временем.
Литературный шедевр Фирдоуси во многом является политическим и социальным отражением того времени. Шахнаме показывает переходный период для персидской культуры. С одной стороны поэма показывает золотой век персидской империи, а с другой — тяжелый переходный период арабского завоевания. Именно Саманиды продвинули Фирдоуси, позволив ему реализовать свою мечту о создании уникального нового персидского языка. Благодаря их финансированию он по крупицам воссоздавал частично утраченный язык, делая его более уникальным и самоидентичным. Многие современные ученые высоко ценят эту работу поэта, называя период его работы «персидским ренессансом».
Гробница Фирдоуси в Тусе[/caption]
Шедевр Фирдоуси Шахнаме является самым популярным и влиятельным национальным эпосом в Иране, а так же имеет колоссальное влияние в других персидскоговорящих странах. «Книга царей» или «Великая книга» включает перевод более древнего среднеперсидского произведения. Оно рассказывает историю древней Персии перед арабским завоеванием и уходит во времени почти на 7000 лет назад. Эпос включает истории о персидских царях, рыцарях, системе законов, религии, победах и трагедиях.
Главным источником Фирдоуси для исторических и некоторых мифологических событий была «Ходайнама», книга, которая была собрана и написана в эпоху Сасанидов. И хотя заказ султана Махмуда из Газни был более прозаичен и подразумевал поэтический вариант старой книги с ожидаемым восхвалением правителя, Фирдоузи взял на себя больше. Он потратил почти 30 лет своей жизни и в итоге так скажет о своем произведении:
«… Я страдал в течение этих тридцати лет, но я возродил иранцев (аджам) с персидским языком, я не умру, так как я снова жив, так как я распространил семена этого языка …»
Фирдоузи — один из бесспорных гигантов персидской литературы. В дальнейшем будут созданы несколько похожих эпосов, похожих по стилистике и структуре на Шахнаме. Но ни один из них не смог достичь такой славы и признания. Поэма Шахнаме возродила и навсегда сохранила персидский язык и культурные традиции страны. В этом отношении Фирдоуси превосходит Незами, Хайяма, Асади Туси и других выдающихся персидских литературных деятелей в их влиянии на персидскую культуру и язык. Многие современные иранцы считают его отцом современного персидского языка. Персы считают Фирдоузи величайшим из своих поэтов. Больше тысячи лет они продолжают читать и слушать выдержки из своего шедевра. И хотя это написано около 1000 лет назад, эта работа понятна любому современному иранцу.